[Daisy a.k.a. Alexandra] [У меня есть огнетушитель и я не побоюсь его использовать] [соберу и покрашу] [THE DROT]
Прежде чем написать что-то о прошедшем Старконе, премьере и остальном, я хочу объявить следующее:

Хорошо рисуешь по известным фандомам? - Пора на этом зарабатывать!


Пока нет моральных сил слепить красивый пост, да и не знаю, поможет ли он, но суть одна: прямо здесь, в России, уже есть огромный спрос на арт. Но по совершенно необъяснимым причинам крутые артеры с большим удовольствием надрываются бесплатно на фандомных битвах, чем участвуют в конкурсах с ценными призами и тем более продают свои работы.
Прошедший Старкон показал, что люди хотят и с удовольствием берут стандартную полиграфию (значки, виниловые магниты, кружки, футболки, плакаты) с "картинками из первой строчки гугл-картинок". А с красивыми и уникальными артами брать будут ещё лучше! Это не шутка, не развод и т.д., это просто исполнение моей мечты о монетизации фанарта (как во всех странах с развитой поп-культурой) - вот она здесь, ниша размером с пропасть, занимай не хочу.

Я хочу, чтобы на отечественных больших конвентах тоже появились ярмарки фанарта. Я готова даже делать то, что не люблю делать больше всего: собирать людей в кучу и организовывать их деятельность. Я нормально общаюсь с оргами крупнейших фестов и готова лично продвигать это дело. Осталось только, чтобы артеры перестали тупить.
Как-то так.

Так что если вы хорошо рисуете, или ваши друзья, или вы состоите в команде на ФБ, где есть крутые артеры - все гоу в этот пост. Или в личку.
Не стесняйтесь: спрашивайте, критикуйте, предлагайте.

Комментарии
29.07.2014 в 11:02

Black is the colour of my true love's hair....
я репостну
29.07.2014 в 15:32

[Daisy a.k.a. Alexandra] [У меня есть огнетушитель и я не побоюсь его использовать] [соберу и покрашу] [THE DROT]
mistress Fleming, спасибо!)
31.07.2014 в 19:14

Артеры были бы только за :lol: Во всяком случае я.
Хорошая идея)))
Ток артеры не тупят, они делают заказы в индивидуальном порядке :gigi:
02.08.2014 в 01:08

[Daisy a.k.a. Alexandra] [У меня есть огнетушитель и я не побоюсь его использовать] [соберу и покрашу] [THE DROT]
Ласковый Псих, идея эта есть давно уже, но мы даже не предполагали, что публика уже готова, и её не надо будет ещё пару сезонов раскачивать. В этом году публика была вообще на удивление голодная до фан-стаффа всех форматов и качеств.

Чтобы не потеряться и не протерять момент, можно поставить себе галочку, что мы скорее всего будем с лавочкой на Эвриконе и точно будем на Ава Экспо, это соответственно середина и конец октября, Москва и Питер. И если к этому времени будет что пустить в пробный мини-тираж, мы будем очень рады выложить рядом со своим и утрясти все организационные моменты.
07.08.2014 в 18:45

it came from the woods (most strange things do)
Я тут случайно проходила мимо из репоста. Такой вопрос: а как насчёт юридических заморочек? Для всего фантворчества обычно применяется стандартный дисклеймер "не извлекаю материальной выгоды", и как только выгода начинает извлекаться, это вроде бы сразу совсем другой коленкор. Например, насколько я знаю, в англофандоме Хоумстака собственно автор и правообладатель хмстк, Эндрю Хасси, разрешает фанатам commissions, то есть, платное творчество вида one of a kind, заказчик автору деньги, автор заказчику картинку. Как только картинки начинают тиражироваться на любом носителе и продаваться в таком виде, они, насколько я понимаю, в эту категорию попадать перестают. То есть, я не специалист, и не знаю, как реально эти проблемы решаются в других странах, но у вас есть какой-то план на этот счёт?
07.08.2014 в 19:39

[Daisy a.k.a. Alexandra] [У меня есть огнетушитель и я не побоюсь его использовать] [соберу и покрашу] [THE DROT]
Tivel, вопрос авторских прав всегда очень скользкий. На том же etsy в большинстве своём действует закон "пока кто-нибудь не пожалуется правообладателю", причём под жалобу может подойти и внешний вид, и заголовой, и вообще крайне рандомный элемент на арте. (Всё ещё офигеваю с факта, что существует человек, который владеет правами на изображения зелёных тракторов с жёлтыми колёсами).
В нашем случае всё это касается разовой торговли на фестивалях. Пока что на фестах всё весьма лояльно. Мы вообще продавали значки-магниты-плакаты с официальными артами, хотя даже по правилам феста этого делать нельзя. Сейчас внесли какие-то поправки в правила, но мы пока не смогли понять, насколько они строгие.
07.08.2014 в 20:23

it came from the woods (most strange things do)
DUM-E, просто если идея в том, чтобы монетизация фанарта стала массовой, получается, что задача как раз состоит в привлечении внимание всех и вся. Одно дело — понемножку торговать значками, и другое — если в перспективе планируется массовое нарушение закона об авторских правах. Я бы предположила, что орги фестов могут просто отказаться так рисковать, чтобы не скомпрометировать фест целиком, но даже не в этом основная проблема. Я вот как артер сто раз подумала бы, прежде чем со своими работами влезать в мероприятие с непродуманной юридической стороной: в конце концов, даже если я планирую что-то нарушать, я предпочитаю знать, что именно я нарушаю и какие санкции мне за это грозят.

Ну и агитировать какую-то аудиторию идти зарабатывать деньги, нарушая закон, я бы тоже не стала — кстати, как минимум, нужно будет предупреждать людей, насколько законно с точки зрения как нашей страны, так и автора канона всё происходящее; вроде бы на первых этапах вероятность серьёзного фейла с привлечением легальных проблем невысока, но в гипотетическом случае такой проблемы может нехорошо получиться, если ответственность в итоге внезапно окажется на артерах, а они и не в курсе были.

А вообще, в том случае, если бы юридические проблемы были как-то решаемы, я бы во что-то такое стала ввязываться, только если бы от меня вообще ничего не было нужно, типа я вам файлики, а вы сами разбирайтесь. Но файлы для печати я и так кому угодно бесплатно отдам, если кому-то для себя нужно одну штуку чего-то напечатать, для личного пользования. Прикол фантворчества в том же и состоит, что оно для фана и ненапряжное, деньги я другими способами зарабатываю, и насколько я себе могу прикинуть возможную выгоду, овчинка не стоит выделки. Собственно, одна из причин, почему меня отпугнут юридические проблемы: необходимость принимать решение и связанные с ним риски, пусть даже небольшие — это жирный минус, и в сумме аргументы сразу оказываются в пользу варианта «ну нафиг». Кстати, вот на вариант «автор не извлекает материальной выгоды» я бы с более высокой вероятностью согласилась, что-то вроде «я вам файлики, денег не надо, покупатели оплачивают только стоимость печати».
08.08.2014 в 02:31

[Daisy a.k.a. Alexandra] [У меня есть огнетушитель и я не побоюсь его использовать] [соберу и покрашу] [THE DROT]
Tivel, если вы так боитесь - вас никто не заставляет же!
повторюсь - проблема авторских прав очень и очень сложна. и большинство людей так сильно боятся, что придёт большой страшный дядя с толпой адвокатов и посадит их в тюрьму, что предпочитают ничего не пробовать, ничего не добиваться и так далее.
хотя на самом деле проблема авторских прав сложна и для нас, и для больших дядей. а если сверху накинуть проблему прав на рекламу, франшизы, договоры с актёрами... проще конечно да - не влазить. но именно поэтому у нас ничего не развивается, потому что никто никуда не влезает.

вы когда-нибудь задумывались, почему в Америке и Японии, где люди больше всего повёрнуты на авторских правах, так безумно популярны ярмарки фанарта/додзинси? в Токио три или четыре раза в год заполняют огромное здание в несколько этажей тысячами лавочек, где люди продают исключительно додзинси, хэнд-мейд и прочую эксплуатацию персонажей, на которых они не имеют юридических прав. на КомикКоне огромный зал и некоторые коридоры заполняются аналогичными лавочками. И это всё там, где автор может лично подойти к тебе и увидеть, как ты получаешь деньги (надо заметить, на этих ярмарках цены немаленькие) за его интеллектуальную собственность!
почему так? наверное потому, что это отлично подогревает интерес к первоисточнику: одновременно бесплатная реклама и затычка между сезонами/фильмами/книгами, чтобы фанат не сполз с крючка в ожидании новинок.

и, в конце концов: мы сейчас пробуем то, сё, третье и десятое. организаторы фестивалей тоже пробуют. это всё в России очень молодо, и пройдёт ещё несколько лет, прежде чем отработается качественная схема, удобная и интересная для всех. (юридически и организационно)
мы считаем, что художникам в этой схеме должно быть место. потому что если для вас это исключительно хобби, то для кого-то это может стать полноценным заработком, шансом заниматься тем, что действительно нравится.
08.08.2014 в 02:58

it came from the woods (most strange things do)
DUM-E, я дискутирую скорее с теоретической точки зрения, понятно, что меня никто не заставляет участвовать) Просто раз уж вы в посте написали, что артеры почему-то тупят - ну вот вам один из вариантов, почему у кого-то такой вариант может не вызывать немедленного согласия)

Нет, я как раз не очень много знаю про то, как это всё устроено в других странах, это, собственно, одна из причин, по которым мне сложно представить, как это могло бы быть реализовано у нас. Кстати, я бы не отказалась заодно узнать, что там реально с авторскими правами на эти додзи, с законами на этот счёт, и так далее. Ну интересует меня узнать про юридическую сторону дела в более развёрнутом варианте, чем просто «это сложно». Я как раз очень за то, чтобы все желающие (и, возможно, в каком-то раскладе я тоже) могли бы зарабатывать на жизнь творчеством, но мне хотелось бы видеть у организаторов подход не «мы сейчас забьём на юридические тонкости, и артеры пусть тоже не заморачиваются, потом как-нибудь разберёмся», а что-то более серьёзное. В смысле, может быть, вы планируете ближе к делу всё-таки рассказать всем заинтересованным лицам, что у нас с юридической стороной дела сейчас, где именно неудобные для нас моменты, что нам грозит за нарушение и что орги планируют делать в случае возникновения накладок. Если это входит в ваши планы наравне с агитацией о месте художников в жизни и выгоде от фантворчества правообладателям канонов, то всё ок)
08.08.2014 в 05:40

[Daisy a.k.a. Alexandra] [У меня есть огнетушитель и я не побоюсь его использовать] [соберу и покрашу] [THE DROT]
Tivel, "всё сложно" значит, что есть огромное количество нюансов, и скорее всего действительно невозможно из нагромождения этих нюансов вывести идеальную формулу.

Сейчас попробую описать в общих чертах:
1) есть дофига разных видов прав на разные виды интеллектуальной собственности. право на имя персонажа, право на его внешность/ориджин, право на конкретный арт в исполнении конкретного художника, на дизайн в виде лего, на эмблему на его груди отдельно и так далее и тому подобное.
2) степень строгости этого права может варьироваться. иногда можно чуть-чуть искривить дизайн или изменить цвет - и уже тебе не имеют права ничего предъявить. иногда достаточно намёка на персонажа - и уже конец всему живому.
3) на что распространяется право. имена каких-то персонажей ты просто не можешь написать на обложке, другими именами в принципе нельзя назвать кого-то в своём комиксе, даже третьего в пятом ряду. ты можешь не иметь права продавать открытки со знаком бэтмена, но если там парень в футболке с таким знаком - пожалуйста! (но если этот парень - дорогой актёр, тут могут быть ещё проблемы) ты можешь иметь право вписать изображение в свой собственный большой дизайн, а можешь не иметь. и таааак далеее.
4) есть ещё отдельный круг ада под названием "франшизы", когда определённые изображения/дизайны в разных случаях имеют право использовать разные владельцы. типа один может делать с этим брелки, а другой - футболки, а в остальных случаях все права у автора. хотя тут как раз обычно прописано всё наиболее чётко, иногда вплоть до условий реализации (например - продавать только в кинотеатрах).
5) права на рекламу. да, ты иногда не имеешь права что-то рекламировать без заключения соответствующего договора. или не имеешь права использовать определённые объекты в рекламной акции продукта (пример из личного опыта: Дисней не может светить в кадре рекламного репортажа с премьеры официальный мерчандайз, не касающийся непосредственно рекламируемого фильма)
6) обратный эффект: у больших дядь в случае чего можно отсудить куда больше, чем у бедного голодного художника. никто так не параноит на эту тему, как большие дяди. поэтому чем больше твоего авторского дизайна в том или ином предмете творчества, тем меньше вероятность, что на тебя покатят бочку даже в случае массового производства.

и это только очень и очень общая картина. наверняка неполная. все границы размыты, очень много условностей и так далее. и тяжелее всего именно фанарту, хэнд-мейду и прочему народному творчеству, т.к. оно как раз находится на границе всего и вся.

насколько мы понимаем, все ярмарки фанарта в том или ином виде - это вроде большого-большого компромисса. люди всё равно рисуют-лепят-шьют и продают, так пусть несколько раз в году делают это свободно.
для больших компаний это бесплатная реклама и способ привлечения народных масс в одно место, где можно продавать и официальные товары тоже. где можно проводить рекламные акции новинок перед 100% целевой аудиторией. и так далее.
для художников же это возможность чутка подзаработать (в масштабах компаний это копейки!) и возможно получить шанс продвинуться дальше. те же CLAMP вышли из ярморок додзи. а чуваки из палаток на КомикКоне имеют все шансы быть замеченными издателями комиксов.
08.08.2014 в 06:34

it came from the woods (most strange things do)
DUM-E, ага, так несколько понятнее, спасибо) А то мои знания про авторское право на западе всё-таки большей частью относятся к иллюстрациям и прочему оригинальному контенту, так что я вполне понимаю, что там всё запутанно, но конкретики по другим областям не хватает.

В общем, если вы соберётесь что-то конкретное организовывать, было бы круто, если бы для всех интересующихся был какой-то понятный обзор с примерами и ссылками, как это устроено в других странах, что говорится в законах на эту тему у нас, и так далее.
(Отдельно, кстати, мне был бы интересен вопрос, что вот на территории России правообладатели придерживаются той же политики, что и всякие чуваки за рубежом, или могут внезапно пойти на принцип?)
21.08.2014 в 00:23

[Daisy a.k.a. Alexandra] [У меня есть огнетушитель и я не побоюсь его использовать] [соберу и покрашу] [THE DROT]
Tivel, я думаю чуть ближе, как мы определимся с планами на ближайшие фесты (относительно стендов и/или торговли) - обязательно напишем подробно и красиво). сейчас нечто среднее между прощупыванием почвы и "чтоб было на что кинуть ссылку".

в России с авторским правом всё ещё веселее и туманнее :DDD конкретных примером на тему арта привести не могу, а вот из музыкальной среди кулстори даже из личного опыта присутствуют.
вообще, как всё обстоит на самом деле я точно сказать не могу. но определённо знаю вот что: есть некая организация, занимающаяся защитой авторского права, которая иногда начинает катить бочку на кого-либо. и в 98% случаях об этом качении бочки сам правообладатель вообще не в курсе :DDDD (хотя это не смешно совсем конечно...)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии